пятница, 18 мая 2012 г.

Важнейшие инструменты для кузнеца


Кузница — это не только мастерская, в которой изготавливают орудия труда. Ее почитают как священное место, где присягают, приносят жертвы божеству, дают обеты и молятся. Ее строили у ограды двора или в саду под большими деревьями, или же подальше, среди подлеска, вдали от жилищ. Многие кузнецы либо видели в мастерской чертей, либо ощущали их присутствие, поэтому православные кресты в кузнях и на груди самих мастеров — вещь почти обязательная. Священными считались и важнейшие инструменты, используемые в кузне,— наковальня (рис.1), клещи и молот.Они назывались «три руки» и были неприкосновенны для посторонних лиц. Их передавали по наследству от отца к сыну. При создании новой кузни в действующей совершали жертвенный обряд, освящая «три руки», и передавали их новому кузнецу. Затем жертвенный обряд проводили и во вновь созданной кузне. Жертвенный обряд с передачей трех инструментов кузни осуществлялся и в том случае, когда ученик кузнеца завершал обучение ремеслу. Первоначально «три руки» не только освящались в кузне, но и изготавливались в ней. Среди трех инструментов кузни особенно важное значение имела наковальня (вначале, вероятно, каменная), сама по себе выступающая в роли святыни, которой клялись и проклинали.
Именно у наковальни — алтаря кузни — приносили жертвы, посвященные божеству кузни. Буквально каждое действие, связанное с кузней: рубка дерева для плавки, возвращение после нее в деревню, начало работ в новой кузне сопровождалось специальными церемониями. Особые требования предъявляются к орудиям производства. Раньше верили, что кузнечные меха будут иметь силу, если шкура снята с живой козы; к глине, из которой сделана печь, нужно подмешать специальную смесь, чтобы она хорошо работала. Следы восприятия кузни как некоего существа прослеживаются в абхазской традиции. Их можно видеть, в частности, в обозначении кузнечного шлака как «помета» кузни. Куски шлака кузнецы использовали в качестве надежного оберега скота, плодовых деревьев.
Наковальня
 
Кузнецы пользовались почетом и уважением, но их и панически боялись. Это отношение можно проследить и у других народностей. Вспомните, как относились к кочевым цыганам, в своих передвижных кузницах чинивших домашнюю утварь и готовивших оружие для битв. Та же опаска, то же уважение и боязнь. Кузнец в фольклоре — чужак. До сих пор на юге России и в Украине сохранился образ кузнеца-цыгана, запечатленный в былинах и пословицах. Так же, как и придорожное расположение кузниц, которые стояли, как правило, на отшибе или за пределами деревни. Ведь ковка лошадей проезжающим и мелкий ремонт сломавшихся в дороге повозок составляли заметный, а в некоторые сезоны и главный заработок кузнецов. Таким образом, кузница четко связана с миром дорог. В былинах часто кузнец подковывает лошадь у проезжих, которые оказываются чертями, а их лошадь — человеком, покончившим с собой, и кузнец будто бы узнает недавно погибшего односельчанина по какой-нибудь малой примете. Кузнечное ремесло северной и южной Руси развивалось в разных производственных традициях. Для южнорусских земель характерно применение простых технологий, выражающееся в использовании значительной доли цельножелезных и цельностальных предметов. Здесь сохраняется традиция применения и других архаичных способов обработки, таких, как цементация, пакетирование и использование вторичного металла. Технологическое своеобразие северорусских земель выражается в предпочтительном использовании сварных конструкций, основанных на сочетании железа и стали с выходом последней на рабочую часть. В качестве основных технологических схем выделяются трехслойный пакет и наварка. Причем первая является доминантой для X-XI веков, вторая — для последующих столетий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий