Кузница —
это не только мастерская, в которой изготавливают орудия труда. Ее почитают как
священное место, где присягают, приносят жертвы божеству, дают обеты и молятся.
Ее строили у ограды двора или в саду под большими деревьями, или же подальше,
среди подлеска, вдали от жилищ. Многие кузнецы либо видели в мастерской чертей,
либо ощущали их присутствие, поэтому православные кресты в кузнях и на груди
самих мастеров — вещь почти обязательная. Священными считались и важнейшие
инструменты, используемые в кузне,— наковальня (рис.1), клещи и молот.Они
назывались «три руки» и были неприкосновенны для посторонних лиц. Их передавали
по наследству от отца к сыну. При создании новой кузни в действующей совершали
жертвенный обряд, освящая «три руки», и передавали их новому кузнецу. Затем
жертвенный обряд проводили и во вновь созданной кузне. Жертвенный обряд с
передачей трех инструментов кузни осуществлялся и в том случае, когда ученик
кузнеца завершал обучение ремеслу. Первоначально «три руки» не только
освящались в кузне, но и изготавливались в ней. Среди трех инструментов кузни
особенно важное значение имела наковальня (вначале, вероятно, каменная), сама
по себе выступающая в роли святыни, которой клялись и проклинали.
Именно у
наковальни — алтаря кузни — приносили жертвы, посвященные божеству кузни.
Буквально каждое действие, связанное с кузней: рубка дерева для плавки,
возвращение после нее в деревню, начало работ в новой кузне сопровождалось
специальными церемониями. Особые требования предъявляются к орудиям
производства. Раньше верили, что кузнечные меха будут иметь силу, если шкура
снята с живой козы; к глине, из которой сделана печь, нужно подмешать
специальную смесь, чтобы она хорошо работала. Следы восприятия кузни как
некоего существа прослеживаются в абхазской традиции. Их можно видеть, в
частности, в обозначении кузнечного шлака как «помета» кузни. Куски шлака
кузнецы использовали в качестве надежного оберега скота, плодовых деревьев.
Наковальня
Кузнецы
пользовались почетом и уважением, но их и панически боялись. Это отношение
можно проследить и у других народностей. Вспомните, как относились к кочевым
цыганам, в своих передвижных кузницах чинивших домашнюю утварь и готовивших
оружие для битв. Та же опаска, то же уважение и боязнь. Кузнец в фольклоре —
чужак. До сих пор на юге России и в Украине сохранился образ кузнеца-цыгана,
запечатленный в былинах и пословицах. Так же, как и придорожное расположение
кузниц, которые стояли, как правило, на отшибе или за пределами деревни. Ведь
ковка лошадей проезжающим и мелкий ремонт сломавшихся в дороге повозок
составляли заметный, а в некоторые сезоны и главный заработок кузнецов. Таким
образом, кузница четко связана с миром дорог. В былинах часто кузнец
подковывает лошадь у проезжих, которые оказываются чертями, а их лошадь —
человеком, покончившим с собой, и кузнец будто бы узнает недавно погибшего
односельчанина по какой-нибудь малой примете. Кузнечное ремесло северной и
южной Руси развивалось в разных производственных традициях. Для южнорусских
земель характерно применение простых технологий, выражающееся в использовании
значительной доли цельножелезных и цельностальных предметов. Здесь сохраняется
традиция применения и других архаичных способов обработки, таких, как
цементация, пакетирование и использование вторичного металла. Технологическое
своеобразие северорусских земель выражается в предпочтительном использовании
сварных конструкций, основанных на сочетании железа и стали с выходом последней
на рабочую часть. В качестве основных технологических схем выделяются
трехслойный пакет и наварка. Причем первая является доминантой для X-XI веков,
вторая — для последующих столетий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий